13 мая 2011

Обзор рынка металлопродукции в ЕС

Депрессивные тенденции мировых рынков отразились и на динамике расценок на металл в ЕС. При этом  цены на длинномерную продукцию, которые были не слишком высоки, колеблются вокруг занятого ранее уровня и, похоже, будут сохранять относительную стабильность и далее. В то же время расценки на листовой металл, взлетевшие в феврале «до небес», понижаются вот уже два месяца ─ во многом благодаря насыщению рынка ЕС дешевым украинским прокатом. Подобные тенденции могут продлиться еще месяц-другой.

Расценки на металл в странах ЕС последние три месяца двигались разнонаправлено. Так, если ценовые уровни длинномерного проката, достигнутые в конце января (порядка 700 $/т), с тех пор существенно не изменялись, то расценки в плоском сегменте претерпевали гораздо более драматические колебания (рис. 1, рис. 2). В конечном итоге и они опустились на уровень начала февраля (порядка 800 $/т), чему, однако, предшествовало установление ценового рекорда последних двух лет ─ в марте цены на г/к лист достигали 870-900 $/т. По сравнению с нижней точкой в ноябре прошлого года (620 $/т), прирост котировок составил почти 50 %. В то же время в длинномерном сегменте можно говорить лишь об относительно умеренном росте ─ порядка 20 %.

Сравнительная динамика цен на длинномерный прокат

Рис. 1. Сравнительная динамика цен на длинномерный прокат: производителей в Южной Европе и Украине; закупочных цен на Ближнем Востоке по данным издательства «Металлика»

Сравнительная динамика цен производителей на плоский прокат

Рис. 2. Сравнительная динамика цен производителей на плоский прокат в Южной Европе, Украине, Китае по данным издательства «Металлика»

Подобный разнобой в динамике основных сегментов рынка металла ЕС имеет как внешние, так и внутренние причины. Во-первых, расценки на плоский прокат в мире действительно росли несколько быстрее, чем на длинномерный. Это обусловлено все еще плачевным во многих странах состоянием строительной отрасли, потребляющей арматуру и сопутствующие товары. При этом относительно восстановившееся машиностроение создавало хоть какой-то спрос на листовой металл. Особенно ярко подобные тенденции проявились как раз в ЕС. Во-вторых, дополнительным ударом по рынку длинномерного проката стали события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, фактически заморозившие спрос на арматуру в регионе. Канал сброса излишков продукции для южноевропейских металлургических компаний оказался перекрытым. Мало того, выпадение арабских стран из рынка резко обострило внутреннюю конкуренцию производителей ЕС с украинскими и турецкими экспортерами длинномерной продукции. От резкого обвала расценок рынок спасли лишь дороговизна сырья и печальный опыт прошлого года, доказавший, что демпингом в условиях отсутствия спроса многого не добьешься.  Еще одним стабилизирующим фактором стало существенное укрепление евро, вынуждавшее металлургов ЕС понижать котировки в европейской валюте, одновременно удерживая долларовые расценки на относительно стабильном уровне. Таким образом, «со скрипом» отыграв повышение себестоимости в результате подорожания руды и кокса, расценки в сегменте длинномерного проката оказались «вмороженными» в нынешний ценовой уровень ─ ниже никто не продает, а выше никто не покупает.

Иначе развивалась ситуация на рынке плоского проката. Заваленный китайскими заказами машиностроительный комплекс Германии показывал неплохую динамику развития, что на фоне роста мировых рынков позволяло местным металлургам, имеющим естественный приоритет, увеличивать расценки в ЕС опережающими темпами. При этом если в сегменте длинномерного проката положительная динамика прервалась уже в феврале, то для плоского проката звездным часом стал именно последний месяц зимы. Впрочем, достаточно быстро стало ясно, что цены растут слишком быстро. Естественным тормозом подобной тенденции выступили украинские металлурги, продукцией которых в ЕС начинают активно интересоваться, когда разрыв между экспортными расценками из Украины и отпускными ценами европейских металлургов достигает 70-100 $/т.

К началу марта  подобный разрыв составлял уже порядка 150 $/т. В это время на восточноазиатский рынок вышли китайские экспортеры, резко понизившие котировки и нарастившие объемы отгрузок. Это было вызвано как застоем на рынке металла в Поднебесной, так и предстоящим ужесточением экспортных правил в КНР. Китайским производителям необходимо было успеть сбросить накопившиеся излишки, что вызвало обвал цен на восточноазиатском рынке и, как следствие, вытеснение оттуда украинских и российских производителей плоского проката. Последние, правда, часто продавали там не готовую продукцию, а слябы, но в любом случае определенная часть выпускаемого металла находила своего покупателя именно в Восточной Азии.

Вытесненная из этого региона продукция направилась на рынки ЕС по еще более низким, нежели до этого, ценам. Это и вызвало обвал цен на плоский прокат. Впрочем, когда выяснилось, что китайские металлурги больше определенного уровня снижать цены не будут (то есть, резкого краха ценовых уровней удастся избежать), котировки плоского проката в ЕС также стабилизировались. Злую шутку, повторимся, с металлургами ЕС сыграло укрепление евро: в то время как они в апреле, пытаясь противостоять экспансии дешевого украинского проката, снижали цены в европейской валюте, долларовые котировки оставались в целом стабильными.

Тем временем, экспортеры из стран СНГ, не желающие уменьшать выпуск продукции, столкнулись с сокращением спроса на другом региональном рынке ─ в Южной Америке. Чтобы разгрузить переполненные склады, они начали резко понижать экспортные котировки в конце апреля, что вновь увеличило разрыв между ценами украинских и европейских производителей до 150 $/т. Судя по всему, это означает формирование тренда по дальнейшему снижению цен в ЕС, как бы этому не сопротивлялись местные производители.

В то же время, на китайском рынке, который по существу и является главным движителем рынка мирового, наблюдается определенная активизация потребления. Неизвестно, насколько далеко она зайдет, учитывая меры правительства Поднебесной по ужесточению условий кредитования. Поэтому металлурги ЕС стараются по возможности затянуть снижение расценок, надеясь на возможную активизацию мировых рынков. Украинским металлургам, в свою очередь, гораздо важнее продать свой металл уже сейчас (пусть даже по низкой цене), а не через месяц-два, когда он будет стоить дороже. Это значит, что ближайшие месяцы на рынке плоского проката в ЕС пройдут под знаком борьбы между двумя этими тенденциями. Ее результаты и определят дальнейшую траекторию ценовой кривой, которая, похоже, в любом случае будет находиться в отрицательной зоне. Вопрос заключается только в крутизне спада.

Для внутреннего украинского рынка нынешнее снижение экспортных расценок (наряду с нераспроданными запасами металла) на фоне слабого внешнего спроса открывает возможность в кои-то веки откорректировать завышенные цены на лист. Это может привести и к уменьшению котировок трубной продукции. Впрочем, украинский рынок металла традиционно куда более восприимчив к положительному, а не к отрицательному тренду. Что касается длинномерного проката, то пока существенных причин для резкого изменения расценок ни на внешнем, ни на внутреннем рынке не просматривается. Удешевление лома в целом будет тянуть цены вниз, в то время как некоторая активизация спроса в арабских странах после истощения сделанных ранее запасов по идее должна способствовать увеличению расценок.

Общее настроение рынка сейчас не позволяет говорить о возможности резких переломов в ценовой кривой. Соответственно, это будет отражаться на внутреннем рынке как стран ЕС, так и Украины, в виде сохранения нынешних уровней расценок. Таким образом, цены на плоский прокат в ЕС (и, возможно, в Украине) должны, судя по всему, снижаться. Длинномерный прокат сохранит стабильность своих котировок.

Курс продаж цветных металлов
по данным LME на 2024-04-23
Алюминий2117.000-17.000
Медь8341.000-107.500
Свинец2057.00031.500
Никель16607.000-199.000
Олово24359.000-208.000
Цинк2407.0007.500